Порядок получения социальной помощи

Порядок оценки условий жизнедеятельности гражданина и признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Центр социального обслуживания на следующий рабочий день после получения заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, проводит обследование условий жизнедеятельности гражданина.

Результаты обследования условий жизнедеятельности оформляются в виде акта обследования условий жизнедеятельности гражданина (далее – Акт обследования), по форме согласно приложения № 3 к настоящему Положению.

Специалист Центра социального обслуживания на следующий рабочий день с момента оформления Акта обследования, передает заявление, документы и Акт обследования в Территориальное управление (территориальный отдел) Главного государственного управления социальной защиты населения области (далее — Территориальное подразделение) на рассмотрение созданной при Территориальном подразделении межведомственной комиссии (далее – Комиссия).

Состав Комиссии утверждается руководителем Территориального подразделения.

Комиссия, в течение одного рабочего дня, на основании Акта обследования и рассматриваемых документов гражданина, осуществляет:

1) Оценку условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, к которым относятся:

а) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

б) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

в) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

г) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

д) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

е) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ж) отсутствие работы и средств к существованию.

При оценке условий жизнедеятельности гражданина Комиссия исходит, в том числе из условий:

— проживания и состава семьи гражданина,
— дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно,
— медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (на основании заключения медицинской организации);
— реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг
— иных условий, определяющих индивидуальную потребность гражданина в социальных услугах.

2) Принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, либо решение об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании.

Указанное решение оформляется протоколом Комиссии. Выписка из Протокола (далее – решение), подписывается руководителем Территориального подразделения и в этот же день передается в Центр социального обслуживания.

Центр социального обслуживания не позднее следующего рабочего дня осуществляет информирование гражданина или его законного представителя о принятом решении в письменной или электронной форме на почтовый или электронный адрес, указанный в заявлении.

В случае положительного решения, гражданин одновременно уведомляется о дате и месте составления индивидуальной программы.
В случае принятия решения об отказе в признании нуждающимся, в уведомлении указываются причины отказа и порядок его обжалования. Одновременно заявителю возвращаются все копии документов, которые были приложены к заявлению.

Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании являются:

1) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;

2) непредставление гражданином документов, которые гражданин обязан представить лично, или предоставленные документы содержат неполную или недостоверную информацию. Под недостоверными сведениями понимается наличие искажений и неточностей в содержании представленных документов.

3) наличие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

Не позднее 5 рабочих дней с момента принятия решения о признании гражданина нуждающимся, Комиссией составляется и утверждается индивидуальная программа, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.

Индивидуальная программа пересматривается Комиссией на основании письменного обращения гражданина или его законного представителя либо обращения в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах, но не реже чем раз в три года.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный руководителем Территориального подразделения передается гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в Территориальном подразделении.

Заверенные копии документов, подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послужившие основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (далее — документы), прилагаются к индивидуальной программе, передаваемой гражданину.

Основания прекращения предоставления социального обслуживания.

Основаниями для прекращения предоставления социального обслуживания являются:

1) письменное заявление получателя социальных услуг или его законного представителя об отказе от социального обслуживания, а для лиц, страдающих психическими расстройствами:

а) по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;

б) по заявлению одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, обязующихся осуществлять уход за ним;

в) по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным.

2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока договора;

3) нарушение получателем социальных услуг, предусмотренных договором о социальном обслуживании;

4) смерть получателя социальных услуг или прекращение деятельности поставщика социальных услуг;

5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;

6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Права и обязанности получателей социальных услуг.

 

 

При получении социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) выбор поставщика социальных услуг;

3) получение информации о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

6) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

7) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;

8) защиту своих прав и законных интересов, в том числе, в судебном порядке.

Получатели социальных услуг обязаны:

1) предоставлять в соответствии с областным законодательством сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно письменно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Права и обязанности поставщиков социальных услуг при предоставлении социальных услуг.

Поставщики социальных услуг имеют право:

1) запрашивать соответствующие органы государственной власти области, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае:

а) нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем;

б) в связи с наличием медицинских противопоказаний. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации;

3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг, в порядке, установленном Главным государственным управлением социальной защиты населения области;

4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень поставщиков социальных услуг;

5) предоставлять гражданам-получателям социальных услуг по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату, сверх социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг, утверждаемый законодательством Псковской области.

При предоставлении социального обслуживания поставщик социальных услуг обязан:

1) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством;

2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;

3) предоставлять срочные социальные услуги;

4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.
Информирование граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании о порядке предоставления социальных услуг социального обслуживания, перечне предоставляемых социальных услуг, осуществляется непосредственно в помещениях поставщиков социальных услуг, а также с использованием электронной или телефонной связи, сети «Интернет», иными общедоступными способами.

5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

6) предоставлять в Главное государственное управление социальной защиты населения области информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

7) осуществлять социальное сопровождение;

8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

13) обеспечить ознакомление получателей социальных услуг со своими правоустанавливающими документами на основании которых поставщик осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;

14) информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;

15) обеспечить условия пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

16) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;

2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

При предоставлении социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания, поставщики социальных услуг обеспечивают получателям социальных услуг следующие условия доступности предоставления социальных услуг:

1) возможность сопровождения получателей социальных услуг при передвижении их по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Порядок принятия получателей социальных услуг на социальное обслуживание поставщиками социальных услуг.

 

 

После получения индивидуальной программы гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, или его законный представитель обращается к одному из поставщиков социальных услуг для заключения с ним договора о предоставлении социальных услуг (далее — договор).

Поставщик социальных услуг в течение суток с даты представления ему гражданином, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, или его законным представителем индивидуальной программы и документов принимает решение о приеме гражданина на социальное обслуживание, которое оформляется распорядительным документом поставщика социальных услуг, формирует личное дело гражданина, признанного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, исходя из форм социального обслуживания, и заключает с гражданином или его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг по утвержденной форме.

Договор составляется в двух экземплярах, регистрируется в порядке, установленном поставщиком социальных услуг. Один экземпляр договора передается гражданину (далее — получателю социальных услуг), а второй экземпляр договора хранится у поставщика социальных услуг.

Срок действия договора определяется исходя из формы социального обслуживания, с учетом срока предоставления той или иной социальной услуги, установленной в индивидуальной программе, и составляет не более 3 лет.

При заключении договора получатели социальных услуг или их законные представители, должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг исходя из формы предоставления социальных услуг, правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости этих услуг (при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату).

При приеме в организацию социального обслуживания получатель социальных услуг представляет медицинские документы согласно перечню, указанному в приложении № 6 к настоящему Положению (за исключением граждан, принимаемых в отделения организаций социального обслуживания для лиц без определенного места жительства).

Получатели социальных услуг либо их законные представители вправе отказаться от социального обслуживания.

Отказ оформляется в письменной форме и вносится поставщиком социальных услуг в индивидуальную программу.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания освобождает поставщика от ответственности за предоставление социального обслуживания.

Основаниями для отказа в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним в стационарной форме социального обслуживания являются:

1) возраст до 3 лет;

2) наличие (выявление) медицинских противопоказаний, перечень которых утверждён федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

3) признаки алкогольного и наркотического опьянения;

4) совершение таких правонарушений как:

а) правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

б) правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

в) освобождение от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

г) совершение общественно опасного деяния, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

д) обвинение или подозрение в совершении несовершеннолетним преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

е) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, освобождение от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

ж) получение отсрочки отбывания наказания или отсрочки исполнения приговора;

з) освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы, возвращение из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если в период пребывания в указанных учреждениях несовершеннолетние допускали нарушение режима, совершали противоправные деяния;

и) совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

к) наличие условного наказания, при котором несовершеннолетний осужден к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В указанных случаях поставщиком социальных услуг принимаются меры по направлению несовершеннолетних в соответствующие учреждения.

Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор, стационарное социальное обслуживание принимаются в организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием, в порядке определяемом Администрацией области.

Не допускается принятие детей-инвалидов с физическими недостатками в организации стационарного социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами и наоборот.